Google

© 2005-2018 гг., С. Орлов
© http://orlov.kharkov.ua
Запрещается копирование и использование фото без согласия Сергея Орлова и спортсменов

Закон Украины О физической культуре и спорте

   Этот Закон определяет общие правовые, социальные, экономические и организационные основы физической культуры и спорта в Украине, участие государственных органов, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в укреплении здоровья граждан, достижении высокого уровня трудоспособности и долголетия средствами физической культуры и спорта.

   ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

   Статья 1. Физическая культура и спорт

   Физическая культура — составная часть общей культуры общества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических, нравственно-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармонического формирования его личности.
   Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворение их моральных, эстетичных и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и укрепление мира.
   Спорт является органической частью физической культуры, особой сферой выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и другой подготовки путем соревновательной деятельности.
   Социальная ценность спорта определяется его действующим стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди разных слоев населения.

   Статья 2. Задача физической культуры и спорта в Украине

   Основными задачами физической культуры и спорта является постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития населения, содействие экономическому и социальному прогрессу общества, а также утверждение международного авторитета Украины в мировом сообществе.

   Статья 3. Государственное регулирование физической культуры и спорта

   Государство регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта путем формирования государственной политики в этой сфере, создание соответствующих государственных органов, финансового, материально-технического, кадрового, информационного, нормативно-правового и иного обеспечения развития физической культуры и спорта, а также признание широкого самодеятельного статуса физкультурно-спортивного движения в Украине и комплексного взаимодействия государственных органов с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности. Государство признает и всесторонне поддерживает олимпийское движение в Украине, деятельность всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, национальных спортивных федераций, других общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.

   Статья 4. Право граждан на занятие физической культурой и спортом

   Граждане имеют право заниматься физической культурой и спортом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, вероисповедания, рода и характера занятий, местожительства и других обстоятельств.
   Государство предоставляет необходимую помощь, льготы и гарантии отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, для реализации ими своих прав в сфере физической культуры и спорта. Государство обеспечивает приоритетное развитие физической культуры и спорта на селе, создает необходимые условия для занятий физической культурой и спортом сельских работников и членов их семей.
   Государство гарантирует предоставление в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины, бесплатных и льготных физкультурно-оздоровительных услуг детям, в том числе: детям-сиротам и детям, которые остались без опеки родителей, детям, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-инвалидам.
   Государство обеспечивает в границах, определенных Кабинетом Министров Украины, предоставление бесплатных и льготных физкультурно-оздоровительных услуг детям дошкольного возраста, ученикам общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных учреждений, ветеранам войны и лицам, приравненным к ним, а также устанавливает льготы при предоставлении таких услуг другим категориям граждан.
   Государство создает условия для правовой защиты интересов граждан в сфере физической культуры и спорта, развивает физкультурно-спортивную индустрию и инфраструктуру, поощряет стремление граждан укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни.

   Статья 5. Общественные основы в сфере физической культуры и спорта

   Физкультурное движение в Украине опирается на разностороннюю деятельность общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.
   Первичным звеном самодеятельной организации физкультурного движения являются коллективы физкультуры на предприятиях, в учреждениях, организациях, которые объединяют на основах добровольности граждан за их интересами в физкультурно-спортивном движении.
   Общественные организации физкультурно-спортивной направленности (добровольные спортивные общества, спортивные федерации, клубы и т.п.) реализуют задачи, определенные в статьи 2 этого Закона, на всех уровнях и направлениях физкультурно-спортивной деятельности во взаимодействии с государственными органами, профсоюзами, другими объединениями граждан, субъектами предпринимательства, соответствующими международными организациями.

   Статья 6. Показатели состояния развития физической культуры и спорта

   Основными показателями состояния физической культуры и спорта является уровень здоровья и физического развития разных слоев население; степень использования физической культуры в разных сферах деятельности, уровень развития системы физического воспитания, самодеятельного массового спорта; высокие достижения спортсменов Украины в отдельных видах спорта; уровень обеспеченности квалифицированными кадрами, спортивными сооружениями и имуществом.
   На основании указанных показателей разрабатывается государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине.

   Статья 7. Законодательство о физической культуре и спорте

   Законодательное регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта осуществляется Конституцией Украины, этим Законом, другими законодательными актами Украины, Автономной Республики Крым, а также международными соглашениями и уставами международных спортивных организаций.

   ГЛАВА II. СФЕРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

   Статья 8. Сферы и основные направления внедрения физической культуры

   Сферами внедрения физической культуры является производственная, учебно-воспитательная, социально-бытовая сферы.
   Государство создает необходимые условия для подготовки научных и преподавательских кадров, развития научных исследований в области физической культуры и стимулирует внедрение их в общественную практику.
   Основными направлениями внедрения физической культуры является физкультурно-оздоровительная деятельность, физическое воспитание и развитие массового физкультурно-спортивного движения.

   Статья 9. Физкультурно-оздоровительная деятельность

   Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на поддержание и укрепление здоровья в производственной, учебно-воспитательной и социально-бытовой сферах.
   Основные направления относительно организации физкультурно-оздоровительной деятельности в этих сферах определяются в государственной программе развития физической культуры и спорта в Украине.

   Статья 10. Физкультурно-оздоровительная деятельность в производственной сфере

   Собственники и уполномоченные ними органы предприятий, учреждений, организаций обязанные создавать работникам соответствующие условия для реализации их права на занятие физической культурой.
   Физкультурно-оздоровительная деятельность в производственной сфере осуществляется на основе установленных законодательством требований относительно режима работы и отдыха путем проведения реабилитационных и профессионально-прикладных занятий в режиме рабочего дня, пислятрудового восстановление, профилактических занятий, спортивно-массовой работы, в том числе организации спортивно-оздоровительного туризма.
   Порядок создания и использование материальной базы для занятий физической культурой, финансирование, обеспечение специалистами для индивидуальных и коллективных занятий работников и членов их семей определяются законодательными, другими нормативными актами и коллективными договорами.

   Статья 11. Физкультурно-оздоровительная деятельность в социально-бытовой сфере

   Кабинет Министров Украины с участием общественных организаций разрабатывает систему мероприятий по поддержанию и укрепления здоровья разных категорий население в социально-бытовой сфере и обеспечивает условия для ее внедрения в жизнь, использование физической культуры и спорта как средства профилактики и лечения заболеваний.
   Создание условий для занятий физической культурой населения по месту проживания и в местах массового отдыха населения возлагается на местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов на основе государственных нормативов финансирования физкультурно-оздоровительных программ. Они предоставляют общественным организациям физкультурно-спортивной направленности и физкультурно-спортивным учреждениям помощь в выделении мест для физкультурно-оздоровительных занятий в жилых районах, в парках культуры и отдыха, использовании для этих целей спортивных сооружений независимо от их принадлежности.

   Статья 12. Физкультурно-оздоровительная деятельность в учебно-воспитательной сфере и физическое воспитание

   В учебно-воспитательной сфере (дошкольных воспитательных учреждениях, средних общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных, высших учебных заведениях) физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в объединении с физическим воспитанием детей и молодые, с учетом состояния здоровье, уровня физического и психического развития.
   В составе педагогических коллективов дошкольных воспитательных и других учебных заведений обязательно предполагаются должности специалистов по физическому воспитанию.
   Органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации, в ведении которых находятся дошкольные воспитательные учреждения, обеспечивают необходимые условия для проведения ежедневных физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, морально и материально делают авансы педагогические коллективы и специалистов физического воспитания, которые достигло успехов в сохранении и укреплении здоровья детей.

   Физическое воспитание является главным направлением внедрения физической культуры и составляет органическую часть общего воспитания, призванную обеспечивать развитие физических, нравственно-волевых, умственных способностей т профессионально-прикладных привычек человека.
   Физическое воспитание путем проведения обязательных занятий осуществляется в дошкольных воспитательных, средних общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях соответственно учебным программам, утверждаемых в установленном порядке.
   В средних общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях уроки по физической культуре являются обязательными и проводятся не менее трех раз в неделю.
   Периодичность проведения занятий по физической культуре, требования к сдаче зачетов по физическому воспитанию устанавливаются по согласованию с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.
   Средние общеобразовательные и профессиональные учебно-воспитательные учреждения с учетом местных условий, интересов и запросов учеников самостоятельно определяют содержание, формы и средства их двигательной активности, методы проведения занятий по физической культуре, а также организовывают внеучебную физкультурно-спортивную работу с участием внешкольных учебно-воспитательных учреждений, общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.
   Местные органы исполнительной власти могут вводить дополнительные уроки физической культуры при условии выделения средств соответствующих бюджетов.
   Физическое воспитание военнослужащих является составной частью общей системы обучения и воспитание личного состава Вооруженных Сил Украины, органов внутренних дел, других воинских формирований и осуществляется в форме специальной физической подготовки.

   Статья 13. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность среди инвалидов

   Занятие физической культурой и спортом инвалидов есть составной частью их досуга, физической реабилитации и социально-трудовой адаптации.
   Организация занятий физической культурой и спортом в системе беспрерывной реабилитации инвалидов (включая детей с физическими и умственными недостатками), подготовка кадров, методическое обеспечение, врачебный контроль осуществляются органами здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, социальной защиты населения и организациями инвалидов.
   Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные организации физкультурно-спортивной направленности и организации инвалидов создают специализированные физкультурно-оздоровительные учреждения (клубы и центры), обеспечивают их специальным оснащениям, оказывают содействие участию инвалидов в спортивных соревнованиях.
   Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту вместе с национальным Олимпийским комитетом обеспечивает подготовку и участие инвалидов в Паралимпийських играх и международных играх инвалидов.
   На финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мер по инвалидам, создание и расширение их спортивной базы выделяются средства из государственного бюджета и бюджетов местного самоуправления.

   Статья 15. Самодеятельный массовый спорт

   Самодеятельный массовый спорт есть составной частью физической культуры и осуществляется с учетом века, состояния здоровье и уровня физического развития лица и включает змагальну деятельность, специальную подготовку к ней (тренировка), ориентированную на достижение определенных спортивных результатов.
   Государство всесторонне оказывает содействие развитию самодеятельного массового спорта, основу которого составляют разнообразные физкультурно-спортивные секции, делает авансы и стимулирует деятельность предприятий, учреждений, организаций и граждан, который оказывает содействие его развитию.

   ГЛАВА III. СПОРТ — ОСОБАЯ СФЕРА ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Статья 16. Спортивное соревнование

   Основной формой функционирования и проявления спорта являются спортивные соревнования, которые организовываются по соответствующим правилам с целью выявления и унифицированного сравнения достижений людей в разных видах спорта, с официальным определением победителей соревнований.
   Условия и порядок проведения соревнований устанавливаются их организаторами, если другое не предусмотрено актами законодательства или соответствующими международными правилами.

   Статья 17. Виды спорта

   В зависимости от предмета, характера действий спортсменов, средств ведения спортивного соревнования и специальной тренировочной подготовки к нему спортивная деятельность делится на самостоятельные виды спорта.
   В Украине внедряется и поддерживается развитие большинства видов современного спорта, которые получили мировое признание и распространение, а также национальных видов спорта.
   Законодательными актами Украины могут устанавливаться ограничения относительно внедрения (проведения тренировок и соревнований) отдельных видов спорта, если они связаны с опасностью или чрезмерным риском для жизни и здоровья людей или имеют антигуманное содержание.

   Статья 18. Спортивная классификация

   Спортивная классификация — это система присвоения спортивных званий, разрядов и категорий. Она определяет уровень мастерства в отдельных видах спорта, уровень подготовленности спортсменов и развития их достижений, а также уровень квалификации тренеров и судий.
   Государственную систему спортивных званий, разрядов и категорий, порядок их присвоения и лишения определяет центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту.
   Отдельные полномочия относительно присвоения спортивных званий, разрядов и категорий могут быть делегированы соответствующим общественным организациям физкультурно-спортивной направленности.

   Статья 19. Гарантии повышения спортивной квалификации

   Каждое лицо, которое выполнило квалификационные требования, предусмотренные спортивной классификацией, имеет право на получение удостоверения о присвоении соответствующего спортивного разряда или категории.
   Спортсменам соответствующих разрядов предоставляется возможность для участия их в спортивных соревнованиях, в том числе увольнения от работы (обучение) с сохранением заработной платы на время участия в национальных и международных соревнованиях.
   Для спортсменов высших категорий создаются условия для тренировок и увольнения от работы (обучение) на время подготовки и участия в соревнованиях. На время, необходимый для участия в соревнованиях, спортсменам предоставляются гарантии, предусмотренные законодательством Украины о работе, а для тех, кто учится, — соответствующие гарантии относительно продолжения срока обучение. Спортсмены высших категорий подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, определенному Кабинетом Министров Украины.
   Порядок возмещения затрат, связанных с обеспечением участия спортсменов в соревнованиях, определяется Кабинетом Министров Украины.
   Лица, которые получили звание чемпиона или призера Олимпийских игр, чемпионов мира или Европы, заслуженного мастера спорта, имеют социально-бытовые и иные льготы, установленные Кабинетом Министров Украины.

   Статья 20. Спорт высших достижений

   Спорт высших достижений — спортивная деятельность, связанная с определенным видом спорта, которая имеет целью путем углубленной специализации и индивидуализации наставительно-тренировочного процесса достижения максимальных, рекордных спортивных результатов.
   Государство создает необходимые условия для самосовершенствования спортсменов и специалистов спорта, которые достигли наивысших спортивных результатов в международных соревнованиях и оказывали содействие повышению международного авторитета Украины.

   Статья 21. Национальные сборные команды

   Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту по представлению национальных спортивных федераций (ассоциаций, союзов) по видам спорта комплектует на конкурсной основе из числа наиболее подготовленных спортсменов и специалистов национальные сборные команды Украины.
   Члены сборных команд Украины могут принимать участие в любых спортивных соревнованиях лишь по согласию центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту и соответствующей национальной спортивной федерации.
   Спортсмены — члены сборных команд Украины, призванные на срочную военную службу, получают назначение в подразделы, которые имеют необходимые условия для повышения их спортивного мастерства, им предоставляется возможность принимать участие в международных, национальных и других спортивных соревнованиях.
   Содержание и подготовка членов сборных команд Украины к международным соревнованиям финансируется из государственного бюджета.
   Гражданин Украины не может выступать за национальную сборную другой страны, иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права выступать в составе сборной команды Украины.
   Положение про национальные сборные команды утверждаются центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.

   Статья 22. Спортивное судейство

   Контроль за соблюдением правил спортивных соревнований, которые содержат требования к участникам соревнований, а также к спортивным сооружениям, снаряжение, оснащение, условий и порядка определения победителей соревнований и к их результатам, а также фиксирование спортивных результатов осуществляют спортивные судьи.
   К судейству допускаются только лица, которые прошли специальную подготовку и аттестованные в установленном порядке.

   Статья 23. Деятельность в профессиональном спорте

   Деятельность в профессиональном спорте спортсменов, тренеров и других специалистов, которая связана с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях среди спортсменов-профессионалов и является основным источником их доходов, осуществляется соответственно этому Закону, Кодекса законов о работе Украины и других нормативно-правовых актов.

   Создание и функционирование спортивных клубов, профессиональных спортивных лиг, федераций (ассоциаций, союзов, объединений и т.п.), уставы которых предусматривают организацию деятельности спортсменов-профессионалов, осуществляются соответственно этому Закону и других нормативно-правовых актов.

   Статья 23-1. Субъекты организации деятельности спортсмена-профессионала

   Субъектами организации деятельности спортсмена-профессионала в Украине являются органы исполнительной власти по физической культуре и спорту, спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, федерации (ассоциации, союза, объединение и т.п.), национальные спортивные федерации, уставы которых предусматривают этот вид деятельности в соответствии с требованиями соответствующих международных спортивных организаций из вида спорта.

   Субъекты организации деятельности спортсмена-профессионала в своей работе руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, другими нормативно-правовыми актами, межгосударственными соглашениями и собственными уставами (положениями).

   Устав спортивного клуба независимо от формы собственности в части организации деятельности спортсменов-профессионалов может отвечать уставным и регламентным документам профессиональной спортивной лиги, национальной спортивной федерации и международной спортивной организации из вида спорта, уставы которых предусматривают этот вид деятельности, а также включать нормы относительно подготовки спортивных резервов и спортсменов высшей категории.

   Организация всеукраинских спортивных соревнований среди спортсменов-профессионалов и их участие в международных спортивных соревнованиях проводится исключительно по решению соответствующей всеукраинской спортивной организации, которая наделена таким правом в установленном порядке.

   Профессиональная спортивная лига является объединением спортивных клубов, имеет статус юридического лица и создается:
   в составе национальной спортивной федерации, устав которой предусматривает организацию деятельности спортсменов-профессионалов, если это обусловлен уставными и регламентными документами соответствующей международной спортивной организации;
   вне состава национальной спортивной федерации, если это обусловлен уставными и регламентными документами соответствующей международной спортивной организации;
   как спортивное объединение с местным или всеукраинским статусом.

   Уставные и регламентные документы профессиональной спортивной лиги в части организации деятельности спортсменов-профессионалов должны отвечать уставным и регламентным документам национальной спортивной федерации и международной спортивной организации по соответствующему виду спорта, уставы которых предусматривают этот вид деятельности.

   Статья 23-2. Статус спортсмена-профессионала

   Спортсмен Украины получает статус спортсмена-профессионала с момента официального оформления контракта с соответствующим субъектом организации этой деятельности с целью участия в соревнованиях среди спортсменов-профессионалов.

   Спортсмен, который не получил статус спортсмена-профессионала и включенный к основного или резервного составов сборным командам Украины, для заключения контракта о деятельности в профессиональном спорте может получить официальное согласие центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту и национальной спортивной федерации по соответствующему виду спорта.

   Права и обязанности спортсмена-профессионала, который принимает участие в всеукраинских или, при наличии допуска, в международных соревнованиях в составе сборных команд Украины, определяются Положением о национальных сборных командах, которые утверждается центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.

   Деятельность спортсмена-профессионала регулируется законодательством Украины, уставными и регламентными документами субъектов организации такой деятельности и соответствующей международной спортивной организации.

   Статья 23-3. Трудовые отношения в профессиональном спорте

   Лица, которые осуществляют деятельность в профессиональном спорте, работают по трудовым договорам (контрактами), которые укладываются в письменной форме соответственно порядку, который утверждается Кабинетом Министров Украины с учетом требований соответствующих украинских и международных спортивных организаций.

   Контракт в обязательном порядке может определять обязательства субъекта организации деятельности спортсмена-профессионала относительно выплаты ему заработной платы, пенсионных выплат после окончания спортивной профессиональной деятельности, обеспечение всеми предусмотренными законодательством видами социального страхования и обязательным личным страхованием его здоровья и жизни, предоставление для его спортивной подготовки квалифицированного персонала, а также физкультурно-спортивного снаряжения и оснащения и спортивных сооружений, создание соответствующих жилищно-бытовых условий, соблюдение его личных прав.

   Контракт в обязательном порядке может определять обязательства спортсмена-профессионала относительно соблюдения требований уставных и регламентных документов субъектов организации этой деятельности и соответствующей международной спортивной организации, выполнение программ подготовки и календарного плана соревнований, бережного отношения к предоставленному спортивному и иному имуществу.

   При нарушении спортсменом-профессионалом таких обязательств субъект организации этой деятельности может применить к нему меры дисциплинарного влияния, предусмотренные контрактом.

   Контракт должен содержать условия прекращения его действия в одностороннем порядке.

   Контракт не может содержать положения, которые прямо или опосредствованно нарушают или ограничивают конституционные права спортсмена-профессионала как гражданина Украины.

   Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены-профессионалы могут объединяться в профессиональные спортивные союзы.

   Спортсмен-профессионал имеет право на переход в другой спортивный клуб, который находится на территории Украины или за ее пределами, в случае:
   окончания срока действия контракта и выполнения указанных в таком контракте обязательств;
   официального оформления взаимного соглашения между клубами и спортсменом-профессионалом до истечения срока действия контракта или невыполнении указанных в таком контракте обязательств относительно спортсмена-профессионала.

   Переход спортсмена-профессионала в другой клуб осуществляется соответственно условиям, которые утверждаются профессиональной спортивной лигой (ассоциацией, союзом, объединением и т.п.) и национальной спортивной федерацией по официальному согласованию с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.

   Спортивный клуб имеет право на компенсационные выплаты за переход спортсмена-профессионала в другой клуб. Размеры и порядок таких компенсационных выплат определяются регламентными документами соответствующих субъектов организации деятельности спортсмена-профессионала.

   Спортивная организация, которая осуществляла подготовку спортсмена, которого пригласил другой спортивный клуб для официального оформления контракта, получает от последнего компенсационную выплату в объеме затрат, порядок рассчета и уплаты которых устанавливается соответствующим нормативно-правовым актом центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту.

   Статья 24. Средства, запрещенные в спорте

   Во время занятий спортом не допускается использование средств, запрещенных законодательством Украины, национальными спортивными федерациями, международными спортивными организациями или соответствующими правилами соревнований.
   Спортсмен, который использует для достижения спортивного результата стимуляторы, допинговые вещества или другие запрещенные средства, а так же лицо, которое сознательно оказывает содействие распространению или применению таких средств, несет ответственность, предусмотренную законодательством и регламентными документами соответствующих спортивных организаций.

   Статья 25. Спортивные отличия и награды, спортивная символика

   К спортивным отличиям относятся знаки, которые свидетельствуют об уровне физической подготовленности, спортивной и судейской квалификации, а также спортивные медали и жетоны, которыми отмечаются спортсмены, их тренеры, другие специалисты в области спорта.
   Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту утверждает единые нагрудные значки соответствующих спортивных квалификационных разрядов и почетных спортивных званий, а также устанавливает перечень спортивных наград для победителей и рекордсменов национальных соревнований.
   За выдающиеся спортивные достижения и значительный вклад в развитие физической культуры и спорта спортсмены, другие специалисты в области физической культуры и спорта могут быть представлены к государственным наградам.
   Порядок использования спортивной символики (эмблем и официальных знаков общественных организаций, спортивных учреждений и организаций, эмблем и официальных знаков международных и других спортивных соревнований и т.п.) осуществляется соответственно законодательству.

   ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

   Статья 26. Государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине

   Государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине разрабатывается центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту и утверждается Кабинетом Министров Украины.
   Государственная программа предусматривает требования относительно организации поддержки и укрепление здоровье разных категорий граждан, требования к учебным программам относительно физического воспитания, систему программно-оценочных нормативов и требований относительно физического развития и подготовленност разных возрастных групп населения, основные направления развития массового самодеятельного спорта и спорта высших достижений, а также основные основы организационного, материально-технического, кадрового, информационного, нормативно-правового и иншого ее обеспечения.
   Кабинет Министров Украины утверждает систему программно-оценочных нормативов и требований относительно физического развития и подготовленност разных возрастных групп населения. Органы здравоохранения за счет выделенных им средства определяют уровень физического развития населения.
   Государственная программа должна предусматривать отдельный раздел относительно развития физической культуры и спорта в сельской местности.
   Государственная программа разрабатывается с участием общественных организаций физкультурно-спортивной направленности, общественных организаций инвалидов на основе научных исследований в области физической культуры и спорта и в других областях науки.
   На основе государственной программы развития физической культуры и спорта Кабинет Министров Украины предусматривает соответствующий раздел в программах экономического и социального развития Украины.

   Статья 27. Органы государственного управления физической культурой и спортом

   Верховная Рада Украины определяет государственную политику и осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта, а также осуществляет контроль за реализацией государственной программы развития физической культуры и спорта в Украине и за выполнением законодательства о физической культуре и спорте.
   Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту обеспечивает реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, несет ответственность за ее выполнение.

   Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления создают в своем составе соответствующие органы по физической культуре и спорту.

   Статья 27-1. Лицензирование физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности

   Деятельность, связанная с организацией и проведением спортивных занятий профессионалов и любителей спорта, а также деятельность по подготовке спортсменов к соревнованиям по разным видам спорта, признанным в Украине, ведется на основании лицензии, которая выдается в порядке, установленном законодательством.

   Статья 28. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта

   Финансирование государственной программы развития физической культуры и спорта осуществляется за счет государственного бюджета, бюджетов местного самоуправления и предполагается в них отдельной статьей.
   Государственное финансирование физкультурно-воспитательной деятельности и спорта высших достижений осуществляется в отдельности.
   Распределение государственного средства осуществляется центральным и местными органами исполнительной власти по физической культуре и спорту с учетом предложений соответствующих общественных организаций.

   На цели физической культуры и спорта используются средство фонда социального страхования, а также внебюджетные поступления: взносы предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан, отдельных лиц, средства от финансово-хозяйственной деятельности учреждений физической культуры и спорта и организаций физкультурно-спортивной направленности, а также от продажи прав на использование спортивной символики и на телевизионную трансляцию спортивных соревнований, от проведения физкультурно-спортивных и других зрелищных мероприятий, спортивных лотерей и т.п.. Получение средств из внебюджетных источников не влияет на объемы бюджетных ассигнований на физическую культуру и спорт.
   Не допускается использование средства государственного бюджета и бюджетов местного самоуправления, а также внебюджетного средства, предусмотренных на физическую культуру и спорт, не по назначению.
   На развитие физкультуры и спорта предприятия, учреждения и организации направляют средства в порядке, определенному законодательством.
   В сельской местности затраты на удержание всех учреждений физкультурно-спортивного назначения, в том числе детско-юношеских спортивных школ, а также проведение физкультурно-спортивных мероприятий осуществляются преимущественно из государственного бюджета и бюджетов местного самоуправления.

   Статья 29. Материально-техническое обеспечение физической культуры и спорта

   Материально-техническую базу физической культуры и спорта составляют все виды физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, физкультурно-спортивного снаряжения и оснащения, другое имущество, предназначенное для занятий физической культурой и спортом.
   Нормативы минимальной обеспеченности основными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями жилых районов, а также предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности определяются центральными органами исполнительной власти по физической культуре и спорту, архитектуры и строительства.
   Строительство в жилых районах физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов осуществляется соответственно установленным нормативам за счет средства, которые направляются на жилищное строительство, и средств организаций — застройщиков жилья.
   Селу предоставляется преимущество (в расчета на душу населения) в сооружении объектов физической культуры и спорта, обеспечивается соответствующий уровень обслуживания средствами физической культуры и спорта за научно обгрунтованими нормативами. Строительство, реконструкция и содержание объектов физической культуры и спорта в сельской местности осуществляется за счет государственного и местных бюджетов.

   Не допускается:
   — строительство новых и реконструкция имеющихся дошкольных воспитательных, общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных, высших учебных заведений без предусмотренных нормативами физкультурно-спортивных сооружений и функциональных помещений;
   — перепрофилирование и ликвидация действующих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания равноценных сооружений.
   Органы исполнительной власти по физической культуре и спорту и соответствующие органы местного самоуправления осуществляют контроль за эффективностью использования спортивных сооружений независимо от форм собственности.

   Статья 30. Кадровое обеспечение физической культуры и спорта

   Государство обеспечивает подготовку и переподготовку кадров в сфере физической культуры и спорта, особое внимание уделяет их подготовке для работы в сельской местности.
   Органы исполнительной власти по физической культуре и спорту, по вопросам образования и здравоохранения с учетом предложений соответствующих общественных организаций определяют потребность в специалистах физкультурно-оздоровительного и спортивного профиля. Подготовку и переподготовку таких специалистов, в том числе и для работы с инвалидами, осуществляют аккредитованные в установленном порядке учебные заведения.
   Право вести педагогическую, учебно-тренировочную и оздоровительную работу в сфере физической культуры и спорта имеют граждане исключительно со специальным образованием или подготовкой и при наличии диплому, удостоверение (сертификата), выданных аккредитованными учебными заведениями. Спортивные тренеры и судьи проходят обязательную аттестацию в порядке, определенному центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.
   Деятельность специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, училищ физической культуры и олимпийского резерва осуществляется в установленном порядке.

   Статья 31. Правовое и информационное обеспечение физической культуры и спорта

   Органы исполнительной власти по физической культуре и спорту, по вопросам образования и здравоохранения, другие государственные органы и органы местного самоуправления, общественные организации физкультурно-спортивной направленности соответственно их компетенции выдают акты, которые регулируют деятельность в сфере физической культуры и спорта. Нормативные акты центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту, выданные соответственно его компетенции, есть обязательными для других центральных и местных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.

   Государство оказывает содействие ведению широкой пропаганды физической культуры и спорта как фактора укрепления здоровье, физического и духовного закала человека. Пропаганда здорового образа жизни ведется государственными и иными средствами массовой информации путем популяризации оздоровительного значения физической культуры, спорта высших достижений, достижений Украины на международных спортивных аренах, олимпийских идеалов и т.п.

   Статья 32. Стимулирование государством развития физкультуры и спорта

   Государство стимулирует развитие физкультуры и спорта путем расширения материально-технической базы, предоставление льгот относительно налогообложения и кредитования, а также морального и материального поощрения спортсменов, специалистов этой области, других субъектов физкультурно-спортивной деятельности.
   В границах, определенных законодательством, не облагаются налогами средства предприятий, учреждений, организаций, направленные на физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
   Субъектам предпринимательской деятельности, которые занимаются производством товаров физкультурно-спортивного назначения и спортивного оснащения, может предоставляться льготный режим кредитования и налогообложение.
   Органами исполнительной власти, местного самоуправления устанавливаются льготные тарифы на коммунальные услуги и энергоснабжение для физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений или им предоставляется финансовая поддержка для компенсации затрат на их оплату.
   Общественные организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности могут пользоваться материальной, в том числе финансовой, поддержкой государства.

   ГЛАВА V. САМОУПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

   Статья 33. Самоуправление в сфере физической культуры и спорта

   Государство оказывает содействие развитию общественной активности и привлекает общественные организации к управлению в области физической культуры и спорта.
   Органы исполнительной власти, соответствующие органы местного самоуправления в границах своей компетенции могут делегировать общественным организациям физкультурно-спортивной направленности отдельные полномочия относительно развития видов спорта (подготовки спортсменов к участию в соревнованиях, организации спортивных мероприятий и т.п.), осуществляют контроль за реализацией таких полномочий.

   В своей деятельности общественные организации физкультурно-спортивной направленности и их объединение руководствуются этим Законом, Законом Украины «Об объединении граждан», другими законодательными актами Украины.

   Статья 34. Спортивная федерация

   Спортивная федерация (ассоциация, союз, объединение и т.п.) — общественная организация физкультурно-спортивной направленности, которая создается для развития соответствующего вида спорта (версии) и руководствуется в своей деятельности Конституцией Украины, законами, другими нормативно-правовыми актами Украины и своим уставом.
   Порядок, особенности создания и деятельности спортивной федерации определяются соответственно этому Закону и Закона Украины «Об объединении граждан».
   Спортивная федерация может иметь местный или всеукраинский статус.
   Вступление спортивной федерации в соответствующую международную спортивную организацию не является основанием для ее перерегистрации как международного объединения граждан.
   В уставе спортивной федерации отмечается, какой вид спорта (версию) она развивает, возраст членов спортивной федерации устанавливается в ее уставе в зависимости от специфики вида спорта (версии).
   Кабинет Министров Украины, по представлению центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту, определяет перечень видов спорта (версии), соответственно специфике которых спортивная федерация имеет право получать всеукраинский статус независимо от наличия местных ячеек в большинства областей Украины, в Автономной Республике Крым, в городах Киеве и Севастополе.
   Спортивной федерации предоставляется статус национальной спортивной федерации соответственно этому Закону.

   Статья 35. Национальный Олимпийский комитет Украины

   Олимпийское движение в Украине координируется Национальным Олимпийским комитетом Украины, которая является независимой, неправительственной, общественной организацией.
   В своей деятельности Национальный Олимпийский комитет Украины руководствуется законодательством Украины, Олимпийской хартией и собственным уставом.
   Национальный Олимпийский комитет Украины имеет исключительное право представлять Украину на Олимпийских играх, в Международном Олимпийском комитете, международных олимпийских организациях.
   Национальный Олимпийский комитет Украины имеет свою национальную олимпийскую символику и исключительное право ее использования.
   Государство оказывает содействие развитию материально-технической базы Национального Олимпийского комитета Украины, предоставляет ему финансовую и организационную помощь относительно участия членов сборных команд в Олимпийских и Паралимпийських играх, оказывает содействие в установлении международных связей.

   Статья 36. Хозяйственная и другая коммерческая деятельность, направленная на развитие физкультуры и спорта

   Предприятия, учреждения, организации в границах и порядке, определенных законодательством, пользуются льготами относительно налогообложения доходов от хозяйственной или другой коммерческой деятельности, направленной на развитие физкультуры и спорта.
   Средство, полученные организациями физкультурно-спортивной направленности, которые действуют на селе, от собственной производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности и направленные на развитие физкультуры и спорта на селе, могут подлежать льготному налогообложению. Эти льготы определяются соответственно законодательству Украины.
   Общественная организация должна основать предприятие, если она организовывает или принимает участие в проведении платных физкультурно-спортивных мероприятий и получает от этого на протяжении года прибыль, которая превышает 1000 размеров минимальной заработной платы, или если спортсмены за участие в таких мероприятиях получают разовое вознаграждение, которое превышает 100 размеров минимальной заработной платы. Незаконно полученная прибыль изымается в доход государства. Эта норма не распространяется на национальные спортивные федерации и Национальный Олимпийский комитет Украины.
   Любое лицо — организатор спортивного мероприятия, открытого для спортсменов — членов национальных спортивных федераций, которая предусматривает выдачу призов, которые превышают 50 размеров минимальной заработной платы, должна получить на это согласие соответствующей национальной спортивной федерации. Спортсмен, который принял участие в таком мероприятии, которое проводилось без согласия соответствующей национальной спортивной федерации, несет ответственность, предусмотренную уставом этой федерации.

   ГЛАВА V-А. НАЦИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

   Статья 36-1. Условия предоставления статуса национальной спортивной федерации

   Статус национальной спортивной федерации предоставляется только одной легализованной в установленному законом порядке спортивной федерации по соответствующему виду спорта (версии) при таких условиях:

   ее регистрации как всеукраинской общественной организации;
   соответствия ее уставных документов, в том числе относительно цели, задач и структуры, уставным и регламентным требованиям, структуре соответствующей международной спортивной организации;
   проведение ею спортивных соревнований и физкультурных мероприятий;
   наличия в его составе высококвалифицированных спортсменов, тренеров, судий и специалистов;
   наличия в его структуре легализованных в установленном порядке местных ячеек (федераций, ассоциаций, союзов, объединений и т.п.) и их взаимодействия с местным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту относительно развития соответствующего вида спорта (версии) в соответствии с заключенным двусторонним договором.

   Статья 36-2. Порядок предоставления статуса национальной спортивной федерации

   Предоставление спортивной федерации статуса национальной осуществляется на конкурсных основах соответственно положению о порядке проведения конкурса, который утверждается центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.
   Ходатайство о предоставлении спортивной федерации статуса национальной поднимается ее руководящим органом путем представления заявления к центральному органу исполнительной власти по физической культуре и спорту.
   К заявлению прилагаеются:
   решение руководящего органа спортивной федерации о нарушении ходатайства относительно предоставления статуса национальной;
   копия свидетельства о регистрации, выданного Министерством юстиции Украины, заверенная в установленном порядке;
   копии документов, представленных в Министерство юстиции Украины для осуществления регистрации;
   копии устава и регламента соответствующей международной спортивной организации с переводом их на государственный язык, заверенные в установленном порядке;
   проект договора о сотрудничестве спортивной федерации с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту;
   реквизиты спортивной федерации — юридического лица;
   документы, которые подтверждают выполнения условий, предусмотренных абзацами четвертым и пятым статьи 36-1 этого Закона.
   Заявление о предоставлении спортивной федерации статуса национальной рассматривается коллегией центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту в месячный срок со дня поступления документов.
   Вопрос о предоставлении статуса национальной спортивной федерации рассматриваются в порядке, установленному коллегией центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту с участием представителей этой спортивной федерации.
   По результатам рассмотрения заявления коллегия центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту принимает решение о предоставлении статуса национальной спортивной федерации или об отказе в предоставлении этого статуса, о чем заявителю сообщается письменно в 10-дневной срок.
   В случае принятия решение о предоставлении спортивной федерации статуса национальной она заносится в Реестр национальных спортивных федераций и ей в 10-дневной срок выдается соответствующее свидетельство.
   Об изменениях в уставных документах и руководящих органах национальная спортивная федерация сообщает в 10-дневной срок центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту.
   О предоставлении спортивной федерации статуса национальной центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту сообщает в печатных средствах массовой информации.

   Статья 36-3. Срок действия статуса национальной спортивной федерации

   Срок действия статуса национальной спортивной федерации устанавливается по решению коллегии центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту.
   Спортивная федерация может добровольно отказаться от статуса национальной. Сообщение о таком отказе должно быть направлено в письменной форме к центральному органу исполнительной власти по физической культуре и спорту.

   Статья 36-4. Отказ в предоставлении статуса национальной спортивной федерации

   Основаниями для отказа в предоставлении статуса национальной спортивной федерации есть:
   несоответствие представленных документов законодательству Украины, уставным и регламентным требованиям соответствующей международной спортивной организации или несоблюдения других требований, предусмотренных статьей 36-1 этого Закона;
   наличие в представленных документах недостоверных данных;
   наличие национальной спортивной федерации по соответствующему виду спорта (версии).
   Решение об отказе должно содержать основания такого отказа.
   Отказ в предоставлении статуса национальной спортивной федерации может быть обжалована в судебном порядке.

   Статья 36-5. Лишение статуса национальной спортивной федерации

   Спортивная федерация лишается статуса национальной по решению коллегии центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту в случае потери физкультурно-спортивной направленности в своей деятельности, невыполнение договорных обязательств в границах делегированных ей центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту полномочий.
   Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту может лишить спортивную федерацию статуса национальной:
   за действия и решение, что поднимают законодательство Украины, на основании решения суда;
   за нарушение устава, регламента соответствующей международной спортивной организации на основании его официального сообщения.
   Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту в 10-дневной срок письменно сообщает об этом спортивную федерацию, отменяет запись в Реестре национальных спортивных федераций и направляет сообщение в соответствующую международную спортивную организацию.
   Свидетельство о предоставлении спортивной федерации статуса национальной теряет действие соответственно законодательству.

   Статья 36-6. Государство и национальная спортивная федерация

   Спортивной федерации, которая получила статус национальной, государство в лице центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту предоставляет:
   определенные полномочия относительно развития соответствующего вида спорта (версии) в соответствии с заключенным двусторонним договором;
   исключительное право представлять соответствующий вид спорта (версию) в соответствующих международных спортивных организациях и на международных спортивных соревнованиях;
   исключительное право на организацию и проведение официальных международных соревнований на территории Украины и национальных соревнований.
   Национальная спортивная федерация может получать от государства материальную и финансовую помощь на деятельность, предусмотренную его уставом.
   Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту:
   осуществляет контроль за использованием средства, выделенных национальной спортивной федерации из государственного бюджета, и за выполнением предоставленных ей полномочий;
   утверждает по представлению национальной спортивной федерации условия и порядок организации проведение всех всеукраинских спортивных соревнований.
   Решение центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту, выданные в границах его полномочий, является обязательными для выполнения национальной спортивной федерацией.
   Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту проводит консультации с национальной спортивной федерацией относительно международных контрактов и договоров, которые заключаются от лица Украины, относительно соответствующего вида спорта (версии).
   Национальная спортивная федерация:
   согласовывает с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту и другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопроса относительно проведения на территории Украины международных спортивных соревнований;
   информирует центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту о намерениях проведения всех спортивных мероприятий и о рейтинге спортсменов по итогам соревнований.

   ГЛАВА V-Б. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ОБЩЕСТВА

   Статья 36-7. Физкультурно-спортивные общества (ФСО)

   Физкультурно-спортивное общество — общественная организация физкультурно-спортивной направленности, которая создается гражданами Украины с целью содействия развития физической культуры и спорта.
   Физкультурно-спортивное общество действует на основании собственного устава и соответственно Закону Украины «Об объединении граждан», этого Закона, других нормативно-правовых актов.
   Физкультурно-спортивное общество может иметь местный или всеукраинский статус.

   Статья 36-8. Всеукраинское физкультурно-спортивное общество

   Всеукраинское физкультурно-спортивное общество является составной частью физкультурно-спортивного движения Украины, деятельность которого распространяется на территорию всей Украины, имеет местные ячейки в большинстве ее областей и первичные ячейки в большинстве административно-территориальных единиц области.
   Всеукраинское физкультурно-спортивное общество имеет развитую структуру управления, сеть детско-юношеских спортивных школ, секции физкультурно-спортивной направленности, деятельность которых обеспечивается квалифицированными специалистами, имеет в собственности спортивные сооружения, предприятия и прочее имущество, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
   Всеукраинское физкультурно-спортивное общество сотрудничает с органами исполнительной власти по физической культуре и спорту, другими общественными организациями на основании соглашений, которые укладываются между ними соответственно закону.

   Статья 36-9. Государство и всеукраинские физкультурно-спортивные общества

   Государство в лице центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту может делегировать всеукраинскому физкультурно-спортивному обществу полномочия относительно выполнения государственных задач, программ по развитию физической культуры и спорта, организации и проведение соответствующих спортивных мероприятий, в соответствии с заключенным двусторонним соглашением.
   Государство предоставляет всеукраинским физкультурно-спортивным обществам финансовую и другую поддержку за счет средства государственного бюджета, предусмотренных ним для уставных задач, программ, спортивных мероприятий, а также для создания условий развития физической культуры и спорта.
   Финансовая помощь всеукраинским физкультурно-спортивным обществам, другим общественным организациям физкультурно-спортивной направленности может предоставляться за счет других не запрещенных законом источников.

   ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

   Статья 37. Соблюдение правил безопасности, здравоохранения, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортивных мероприятий

   Владельцы физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, специальных помещений для занятий физкультурой и спортом и физкультурно-оздоровительного и спортивного инвентаря или уполномоченные ими органы обязаны обеспечивать их надлежащее состояние, безопасное для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей естественной среды.
   Администрация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений и организатор спортивного мероприятия или занятий физической культурой обеспечивают надлежащее оснащение мест проведения физкультурно-спортивных занятий и соревнований соответственно правилам их проведения, требований техники безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и других государственных требований и несут ответственность, установленную законодательством Украины, за вред, причиненный здоровью зрителей и лиц, которые занимаются в них физической культурой и спортом.
   Эксплуатация спортивных сооружений и оснащения, которое не обеспечивает безопасности спортсменов и зрителей, не допускается.
   Во время проведения спортивных мероприятий и занятий физической культурой не допускается пропаганда культа жестокости и насилия.

   Статья 38. Научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта

   По доверенности Кабинета Министров Украины центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту вместе с Академией наук Украины и Министерством здравоохранения Украины разрабатывает государственную программу научных специальных исследований, координирует ее осуществление, привлекает к этому делу ведущие научные центры, высшие учебные заведения, Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта.

   Статья 39. Спортивная медицина (врачебный контроль)

   Спортивная медицина составляет составную часть системы здравоохранения в сфере физической культуры и спорта и призванная определять состояние здоровья, физическое развитие и функциональное состояние организма физкультурников и спортсменов, а также осуществлять профилактику, диагностику и лечение заболеваний и повреждений, связанных с занятием физкультурой и спортом.
   Систематическому диспансерному осмотру лечебно-физкультурной службой подлежат ученики детско-юношеских спортивных школ, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, члены сборных команд и ветераны спорта. Персональную ответственность за допуск спортсмена к тренировкам и соревнований за состоянием здоровья несет врач.
   Государство создает сеть лечебно-физкультурных учреждений, которые осуществляют медицинский контроль по всем категориям лиц, которые занимаются физической культурой и спортом, оказывает содействие развитию научных исследований в области медицинских проблем физкультуры и спорта (спортивной реабилитации, травматологии, антидопингового контроля и т.п.), внедряет спортивную медицину как учебную дисциплину в учебные планы соответствующих учебных заведений.
   Министерство здравоохранения Украины, органы исполнительной власти по вопросам здравоохранения целевым назначением направляют часть средств на развитие спортивной медицины.
   Занятие физической культурой и спортом должны осуществляться с соблюдением медицинских требований, которые устанавливаются Министерством здравоохранения Украины.

   Статья 40. Физкультурно-спортивное снаряжение, оснащение и сооружения

   Физкультурно-спортивное снаряжение и оснащение для занятий физической культурой и спортом — одежда (форма), обувь, снаряды (аппараты), инвентарь и аппаратура для оснащения спортивных сооружений и обслуживания соревнований — должны изготовляться соответственно стандартам (правил, норм), утвержденных международными или национальными (для национальных видов спорта) спортивными федерациями и зарегистрированных в соответствующих международных организациях или в Комитете Украины по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации.

   Спортивные сооружения — отдельные здания и комплексы сооружений, предназначенные для оздоровительных и наставительно-тренировочных занятий, а также соревнований по разным видам спорта, должны отвечать требованиям общей и специальной безопасности участников и зрителей.
   Государство устанавливает требования к спортивным сооружениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, нормативов здравоохранения и безопасности посетителей, а также осуществляет прямое финансирование на удержание спортивных сооружений центров (баз) спортивной (олимпийской) подготовки и физкультурно-спортивных организаций общегосударственного значения. Земельные участки, на которые расположены физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, относятся к землям рекреационного назначения.

   Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о физической культуре и спорте

   Лица, виновные в нарушении законодательства о физической культуре и спорте, несут соответственно гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
   Спортсмены, другие специалисты в области физкультуры и спорта могут быть ограничены относительно участия в соответствующих спортивных соревнованиях в соответствии с регламентными документами общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.

   г. Киев, 24 декабря 1993 года

E-mail Сергея Орлова: orlov.sv@my.com
Веб-сайт: http://orlov.kharkov.ua
Тел.: +38 093 0555550