Google

© 2005-2018 гг., С. Орлов
© http://orlov.kharkov.ua
Запрещается копирование и использование фото без согласия Сергея Орлова и спортсменов

Закон Украины Об авторском праве и смежных правах

   Этот Закон охраняет личные неимущественные права и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные со созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства — авторское право, и права исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организации вещания — смежные права.

   Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

   Статья 1. Определение терминов

   В этом Законе термины употребляются в таком значении:
   автор — физическое лицо, которое своей творческой работой создало произведение;
   аудиовизуальное произведение — произведение, которое фиксируется на определенном материальном носителе (кинопленке, магнитной пленке или магнитному диску, компакт-диска и т.п.) в виде серии последовательных кадров (изображений) или аналоговых или дискретных сигналов, которые отображают (закодируют) подвижные изображения (как с звуковым сопровождением, так и без него), и восприятие которого возможно исключительно с помощью того или другого вида экрана (киноэкрана, телевизионного экрана и т.п.), на котором подвижные изображения визуально отображаются с помощью определенных технических средств. Видами аудиовизуального произведения являются кинофильмы, телефильмы, видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и т.п., которые могут быть игровыми, анимационными (мультипликационными), неигровыми или другими;
   исполнитель — актер (театра, кино и т.п.), певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое выполняет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте, танцует или любым другим способом выполняет произведения литературы, искусства или произведения народного творчества, цирковые, эстрадные, кукольные номера, пантомимы и т.п., а также дирижер музыкальных и музыкально-драматических произведений;
   производитель видеограммы — физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и несет ответственность за первую видеозапись выполнения или любых подвижных изображений (как с звуковым сопровождением, так и без него);
   видеограмма — видеозапись на соответствующем материальном носителе (магнитной ленте, магнитному диску, компакт-диска и т.п.) исполнение или любых подвижных изображений (с звуковым сопровождением или без него), кроме изображений в виде записи, которая входит в аудиовизуальное произведение. Видеограмма является исходным материалом для изготовления ее копий;
   воспроизведение — изготовление одного или больше экземпляров произведения, видеограммы, фонограммы в любой материальной форме, а также их запись для временного или постоянного хранения в электронной (в том числе цифровой), оптической или иной форме, которое может считывать компьютер;
   имя автора — совокупность слов или знаков, которые идентифицируют автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и т.п.;
   запись (звукозапись, видеозапись) — фиксация с помощью специальных технических средств (в том числе и с помощью цифрового представления) на соответствующем материальном носителе звуков и (или) подвижных изображений, которая позволяет осуществлять их восприятие, воспроизведение или трансляцию с помощью соответствующего устройства;
   контрафактный экземпляр произведения, фонограммы, видеограммы — экземпляр произведения, фонограммы или видеограммы, воспроизведенный, опубликованный и (или) распространяемый с нарушением авторского права и (или) смежных прав, в том числе экземпляры защищенных в Украине произведений, фонограмм и видеограмм, которые ввозятся на таможенную территорию Украины без согласия автора или другого субъекта авторского права и (или) смежных прав, в частности из стран, в которых эти произведения, фонограммы и видеограммы никогда не охранялись или перестали охраняться;
   воспроизведение (открытие публике) произведения — осуществленная по согласию автора или другого субъекта авторского права и (или) смежных прав действие, которое впервые делает произведение доступным для публики путем опубликования, публичного выполнения, публичного показа, публичной демонстрации, публичного извещения и т.п.;
   опубликование произведения, фонограммы, видеограммы — выпуск в обращение по согласию автора или другого субъекта авторского права и (или) смежных прав изготовленных полиграфическими, электронными или другими способами экземпляров произведения, фонограммы, видеограммы в количестве, способном удовлетворить, с учетом характера произведения, фонограммы или видеограммы, разумные потребности публики, путем их продажи, сдачи в имущественный найм, бытового или коммерческого проката, предоставление доступа к ним через электронные системы информации таким образом, что любое лицо может его получить из любого места и в любое время по собственному выбору или передачи права собственности на них или владение ними другими способами. Опубликованием произведения, фонограммы, видеограммы считается также депонирование рукописи произведения, фонограммы, видеограммы в хранилище (депозитарии) с открытым доступом и возможностью получения в нем экземпляра (копии) произведения, фонограммы, видеограммы;
   организация коллективного управления (организация коллективного управления имущественными правами) — организация, которая управляет на коллективной основе имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав и не имеет целью получениt прибыли;
   организация эфирного вещания — телерадиоорганизация, которая осуществляет публичное трансляцию радио- или телевизионных передач и программ вещания (как собственного производства, так и производства других организаций) путем передачи в эфир с помощью радиоволн (а также лазерных лучей, гамма-лучей и т.п.) в любом частотном диапазоне (в том числе и с использованием спутников);
   лицо — физическое или юридическое лицо;
   экземпляр видеограммы — копия видеограммы на соответствующем материальном носителе, которая выполнена непосредственно или опосредствованно из этой видеограммы и содержит все зафиксированные на ней подвижные изображения или их часть (как с звуковым сопровождением, так и без него);
   продюсер аудиовизуального произведения — лицо, которое организует или организует и финансирует создание аудиовизуального произведения;
   псевдоним — выдуманное имя, выбранное автором или исполнителем для обозначения своего авторства;
   публичное исполнение — представление по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав произведений, выполнений, фонограмм, передач организации вещания путем декламации, игры, пения, танца и другим способом как непосредственно (в живом выполнении), так и с помощью любых устройств и процессов (за исключением передачи в эфир или по кабелям) в местах, где присутствуют или могут быть присутствующими лица, которые не относятся к кругу семьи или близких знакомых этой семьи, независимо от того, присутствуют или они в одном месте и в одно и одно и то же время или в разных местах и в разное время;
   публичная демонстрация аудиовизуального произведения, видеограммы — публичное одноразовое или многоразовое представление публике по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав в помещении, в котором могут быть присутствующими лица, которые не относятся к кругу семьи или близких знакомых этой семьи, аудиовизуального произведения или зафиксированного в видеограмме выполнения или любых подвижных изображений;
   публичный показ — любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения, исполнение, фонограммы, видеограммы, передачи организации речь по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда, телевизионного кадра и т.п. (за исключением передачи в эфир или по кабелям) или с помощью других устройств или процессов в местах, где присутствуют или могут быть присутствующими лица, которые не относятся к кругу семьи или близких знакомых этой семьи лица, которое осуществляет показ, независимо от того, присутствуют или они в одном месте и в одно и одно и то же время или в разных местах и в разное время (публичный показ аудиовизуального произведения или видеограммы означает также демонстрацию отдельных кадров аудиовизуального произведения или видеограммы без соблюдения их последовательности);
   публичная трансляция (доведение до общего сведения) — передача по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав в эфир с помощью радиоволн (а также лазерных лучей, гамма-лучей и т.п.), в том числе с использованием спутников, передача или на расстояние с помощью проводов или любого вида наземного или подземного (подводного) кабеля (проводникового, оптоволоконного и других видов) произведений, выполнений, любых звуков и (или) изображений, их записей в фонограммах и видеограммах, программ организации вещания и т.п., если указанная передача может быть принята неограниченным количеством лиц в разных местах, отдаленность которых от места передачи является таковой, что без указанной передачи изображения или звуки не могут быть приняты;
   репрографическое воспроизведение (репродуцирование) — факсимильное воспроизведение в любом размере (в том числе увеличенному или уменьшенному) оригинала письменного или иного графического произведения или его экземпляра путем фотокопирования или другими подобными способами, кроме записи в электронной (в том числе цифровой), оптической или иной форме, которое считывает компьютер;
   распространение объектов авторского права и (или) смежных прав — любое действие, с помощью которого объекты авторского права и (или) смежных прав непосредственно или опосредствованно предлагаются публике, в том числе доведения этих объектов до ведома публики таким образом, при котором ее представители могут осуществить доступ к этим объектам из любого места и в любое время по собственному выбору;
   служебное произведение — произведение, созданное автором в порядке выполнения служебных обязанностей соответственно служебной задаче или трудового договора (контракта) между ним и работодателем;
   государственная система правовой охраны интеллектуальной собственности — Учреждение и совокупность экспертных, научных, образовательных, информационных и других государственных учреждений соответствующей специализации, которые входят в сферу управления Учреждения.

   Статья 7. Субъекты авторского права

   Субъектами авторского права являются авторы произведений, указанных в части первой статье 8 этого Закона, их наследники и лица, которым авторы или их наследники передали свои авторские имущественные права.

   Статья 8. Объекты авторского права

   1. Объектами авторского права являются произведения в области науки, литературы и искусства, а именно:
   1) литературные письменные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического или иного характера (книги, брошюры, статьи и т.п.);
   5) музыкальные произведения с текстом и без текста;
   6) драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и прочие произведения, созданные для сценического показа, и их постановки;
   7) аудиовизуальные произведения;
   10) фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии;
   13) сценические обработки произведений, указанных в пункте 1 этой части, и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;
   14) производные произведения;
   16) тексты переводов для дублирования, озвучение, субтитрирование украинской и другими языками иностранных аудиовизуальных произведений;
   17) другие произведения.

   2. Охране по этому Закону подлежат все произведения, указанные в части первой этой статьи, как оглашенные, так и не оглашенные, как завершенные, так и не завершенные, независимо от их назначения, жанра, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и т.п.).

   3. Предусмотренная этим Законом правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения и не распространяется на любые идеи, теории, принципы, методы, процедуры, процессы, системы, способы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении.

   Статья 10. Объекты, которые не охраняются

   Не является объектом авторского права:
   а) сообщения о новостях дня или текущие события, которые имеют характер обычной пресс-информации;
   в) изданные органами государственной власти в границах их полномочий официальные документы политического, законодательного, административного характера (законы, указы, постановления, судебные решения, государственные стандарты и т.п.) и их официальные переводы;
   г) государственные символы Украины, государственные награды; символы и знаки органов государственной власти, Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований; символика территориальных общин; символы и знаки предприятий, учреждений и организаций;
   д) дензнаки;

   Статья 11. Возникновение и осуществление авторского права. Презумпция авторства

   1. Первичным субъектом, к которому относится авторское право, является автор произведения.
   Из-за отсутствия доказательств другого автором произведения считается лицо, указанная как автор на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).
   Это положение применяется также в случае опубликования произведения под псевдонимом, который идентифицирует автора.
   5. Субъект авторского права для засвидетельствования авторства (авторского права) на оглашенное или не оглашенное произведение, факта и разрешения на опубликование произведения или договоров, которые касаются прав автора на произведение, в любое время на протяжении срока охраны авторского права может зарегистрировать свое авторское право в соответствующих государственных реестрах.
   Государственная регистрация авторского права и договоров, которые касаются прав автора на произведение, осуществляется Учреждением соответственно утвержденного Кабинетом Министров Украины порядка. Учреждение составляет и периодически выдает каталоги всех государственных регистраций.
   За подготовку Учреждением к государственной регистрации авторского права и договоров, которые касаются прав автора на произведение, платятся сбор, размеры которых определяются Кабинетом Министров Украины.
   О регистрации авторского права на произведение Учреждением выдается свидетельство. За выдачу свидетельства платится государственная пошлина, средства от уплаты которого перечисляются в Государственный бюджет Украины. Размер и порядок уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства определяются законодательством.
   Лицо, которое владеет материальным объектом, в котором воплощено (выражено) произведение, не может препятствовать лицу, которое имеет авторское право, в его регистрации.

   Статья 13. Соавторство

   1. Соавторами являются лица, общей творческой работой которых создано произведение.
   Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, относится ко всем соавторам независимо от того, образовывает ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, любая из которых имеет самостоятельное значение.
   Отношения между соавторами определяются соглашением, заключенной между ними.
   Право опубликования и другого использования произведения в целому относится всем соавторам.
   Если произведение, созданный в соавторстве, образовывает одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, другое использование или изменение произведения.
   В случае нарушения общего авторского права каждый соавтор может доказывать свое право в судебном порядке.

   2. Если произведение, созданное в соавторстве, состоит из частей, любая из которых имеет самостоятельное значение, то каждый из соавторов имеет право использовать созданную ним часть произведения на собственное усмотрение, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.

   3. Соавторством является также авторское право на интервью. Соавторами интервью являются лицо, которое дало интервью, и лицо, которое его взяло.
   Опубликование записи интервью допускается лишь по согласию лица, которая дала интервью.

   4. Вознаграждение за использование произведения относится соавторам в равных частицах, если в соглашении между ними не предполагается другое.

   Статья 14. Личные неимущественные права автора

   1. Автору принадлежат такие личные неимущественные права:
   1) требовать признания своего авторства путем указания надлежащим образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;
   2) запрещать во время публичного использования произведения напоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;
   3) выбирать псевдоним, отмечать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;
   4) требовать хранения целостности произведения и противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения или любой другому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутаци автора.

   2. Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам.

   Статья 15. Имущественные права автора

   1. К имущественным правам автора (или другого лица, которое имеет авторское право) относятся:
   а) исключительное право на использование произведения;
   б) исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другими лицами.
   Имущественные права автора (или другого лица, которое имеет авторское право) могут быть переданы (отчуждены) другому лицу в соответствии с положениями статьи 31 этого Закона, после чего это лицо становится субъектом авторского права.

   2. Исключительное право на использование произведения автором (ли другим лицом, которое имеет авторское право) разрешает ему использовать произведение в любой форме и любым способом.

   3. Исключительное право автора (или другого лица, которое имеет авторское право) на разрешение или запрет использования произведения другими лицами дает ему право разрешать или запрещать:
   1) воспроизведение произведений;
   2) публичное исполнение и публичное трансляцию произведений;
   3) публичную демонстрацию и публичный показ;
   4) любое повторное оповещение произведений, если оно осуществляется другой организацией, чем та, что осуществила первое оповещение;
   5) переводы произведений;
   6) переработки, адаптации, аранжировки и прочие подобные изменения произведений;
   7) включение произведений как составных частей в сборники, антологии, энциклопедии и т.п.;
   8) распространение произведений путем первой продажи, отчуждение другим способом или путем сдачи в имущественный найм или в прокат и путем другой передачи до первой продажи экземпляров произведения;
   9) доведение своих произведений до общего сведения публики таким образом, который его представители могут осуществить доступ к произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору;
   10) сдача в имущественный найм и (или) коммерческий прокат после первой продажи, отчуждение другим способом оригинала или экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме или в форме, которую считывает компьютер;
   11) импорт экземпляров произведений.
   Этот перечень не является исчерпывающей.

   5. За исключением случаев, предусмотренных статьями 21-25 этого Закона, автор (или другое лицо, которое имеет авторское право) имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое использование произведения. Вознаграждение может осуществляться в форме одноразового (паушального) платежа, или отчислений за каждый проданный экземпляр или каждое использование произведения (роялти), или комбинированных платежей.

   Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за создание и использование произведения устанавливаются в авторском договоре или в договорах, которые укладываются по доверенности субъектов авторского права организациями коллективного управления с лицами, которые используют произведения.

   7. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения законным чином введенные в гражданский оборот путем их первой продажи в Украине, то допускается их повторное введение в оборот путем продажи, дарение и т.п. без согласия автора (ли другого лица, которая имеет авторское право) и без выплаты авторского вознаграждения, а относительно произведений изобразительного искусства — с учетом положений статьи 27 этого Закона. Тем не менее в этом случае право сдачи в имущественный найм или коммерческий прокат остается исключительно за лицом, которое имеет авторское право.

   Статья 16. Авторское право на служебные произведения

   1. Авторское личное неимущественное право на служебное произведение принадлежит его автору.

   2. Исключительное имущественное право на служебное произведение относится работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором (контрактом) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем.

   3. За создание и использование служебного произведения автору предусмотрено авторское вознаграждение, размер и порядок выплаты которого устанавливаются трудовым договором (контрактом) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем.

   Статья 17. Авторское право на аудиовизуальное произведение

   1. Авторами аудиовизуального произведения есть:
   а) режиссер-постановщик;
   б) автор сценария и (или) текстов, диалогов;
   в) автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без него;
   г) художник-постановщик;
   д) оператор-постановщик.

   Одно и то же физическое лицо может совмещать две или более из приведенных в этой части авторских функций.

   2. Если другое не предусмотрено в договоре о создании аудиовизуального произведения, авторы, которые сделали вклад или обязались сделать вклад в создания аудиовизуального произведения и передали имущественные права организации, которая осуществляет производство аудиовизуального произведения, продюсеру или аудиовизуального произведения, не имеют права возражать против выполнения этого произведения, его воспроизведения, распространения, публичного показа, публичной демонстрации, публичного извещения, а также субтитрирования и дублирования его текста, кроме права на отдельное публичное исполнение музыкальных произведений, включенных в аудиовизуальное произведение. За оповещение и каждое публичное исполнение, показ, демонстрацию или трансляцию аудиовизуального произведения, его сдачу в имущественный найм и (или) коммерческий прокат его экземпляров за всеми авторами аудиовизуального произведения сохраняется право на справедливое вознаграждение, которое распределяется и выплачивается организациями коллективного управления или другим способом.

   3. Авторы, произведения которых вошли как составная часть в аудиовизуальное произведение (как тех, что существовали раньше, так и созданных в процессе работы над аудиовизуальным произведением), сохраняют авторское право любой на свое произведение и могут самостоятельно использовать его независимо от аудиовизуального произведения в целом, если договором с организацией, которая осуществляет производство аудиовизуального произведения, или с продюсером аудиовизуального произведения не предусмотрено другое.

   Статья 19. Авторское право на сборники и прочие составленные произведения

   1. Авторские сборники и другие составленные произведения (составителю) предусмотрено авторское право на осуществленные им подбор и расположение произведений и (или) других данных, что является результатом творческой работы (упорядочение).
   Составитель сборника пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов любого из произведений, включенных в составленноме произведение.
   Авторы произведений, включенных в составленное произведение, имеют право использовать свои произведения независимо от составленного произведения, если другое не предусмотрено авторским договором с составителем сборника.
   Авторское право составителя сборника не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение этих же произведений и (или) других данных для создания своих произведений.

   2. Издателям энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических сборников, сборников научных работ, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительного права на использование таких изданий в целом. Издатель имеет право за любое использование таких изданий отмечать в них свое имя или требовать такового указания.
   Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительного права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если другое не предусмотрено авторским договором.

   Статья 20. Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений

   1. Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, адаптацию, аранжировку или другую переработку.
   Переводчики и (или) авторы других производных произведений пользуются авторским правом на созданное ими произведение при условии соблюдения ими прав автора, произведение которого претерпело перевод, адаптацию, аранжировкц или другую переработку.

   2. Авторское право переводчиков и (или) авторов других производных произведений не препятствует другим лицам осуществлять свои переводы и переработки этих же произведений.

   Статья 21. Свободное использование произведения с указанием имени автора

   Без согласия автора (или другого лица, которое имеет авторское право), но с обязательным указанием имени автора и источника заимствование, допускается:
   1) использование цитат (коротких отрывков) из опубликованных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в том числе цитирования статей из газет и журналов в форме обзора прессы, если оно обусловлено критическим, полемическим, научным или информационным характером произведения, из которого цитаты включаются; свободное использование цитат в форме коротких отрывков из выступлений и произведений, включенных в фонограммы (видеограммы) или программы речи;
   4) воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное трансляцию или другое публичное сообщение произведений, увиденных или услышанных во время хода таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
   7) воспроизведение произведений для судебного и административного производства в объеме, оправданном этой целью;
   9) воспроизведение с информационной целью в газетах и других периодических изданиях, передача в эфир или другую публичную трансляцию публично провозглашенных речей, обращений, докладов и других подобных произведений в объеме, оправданном поставленной целью;

   Статья 23. Свободное воспроизведение экземпляров произведения для обучения

   Допускается без согласия автора или другого лица, которое имеет авторское право:
   1) воспроизведение отрывков из опубликованных письменных произведений, аудиовизуальных произведений как иллюстраций для обучения при условии, что объем такого воспроизведения отвечает указанной цели;
   2) репрографическое воспроизведение учебными заведениями для аудиторных занятий опубликованных статей и других небольших по объему произведений, а также отрывков из письменных произведений с иллюстрациями или без них при условии, если:
   а) объем такого воспроизведения отвечает указанной цели;
   б) воспроизведение произведения является одиночным случаем и не имеет систематического характера;

   Статья 33. Договоры на право использования произведений

   1. Договоры о передаче прав на использование произведений заключаются в письменной форме. В устной форме может заключаться договор об использовании (опубликовании) произведения в периодических изданиях (газетах, журналах и т.п.).
   2. Договор о передаче прав на использование произведений считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение относительно всех важных условий (срока действия договора, способа использования произведения, территории, на которую распространяется переданное право, размера и порядка выплаты авторского вознаграждения, а также других условий, относительно которых по требованию одной из сторон должно быть достигнуто согласие).
   Авторское вознаграждение определяется в договоре в виде процентов от дохода, полученного от использования произведения, или в виде фиксированной суммы или иным образом. При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Кабинетом Министров Украины.
   3. Предметом договора о передаче прав на использование произведения не могут быть права, которых не было на момент заключения договора.
   4. Соответствующие ведомства и творческие союзы могут разрабатывать примерные авторские договоры (образцы авторских договоров).
   5. Условия договора, которые ухудшают положение автора (его правопреемника) сравнительно со положением, установленным действующим законодательством, являются недействительными.
   7. Условия договора, которые ограничивают право автора на создание будущих произведений на указанную в договоре тему или в указанной области, являются недействительными.
   8. Все имущественные права на использование произведения, которые передаются по авторскому договору, должны быть в нем определены. Имущественного права, не указанные в авторском договоре как переданные субъектом авторского права, считаются такими, что не переданы, и сохраняются за ним.

   Раздел III СМЕЖНЫЕ ПРАВА

   Статья 35. Объекты смежных прав

   Объектами смежных прав, независимо от назначения, содержания, оценки, способа и формы выражения, являются:
   а) исполнение литературных, драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических, фольклорных и других произведений;
   б) фонограммы, видеограммы;
   в) передачи (программы) организаций вещания.

   Статья 36. Субъекты смежных прав
   1. Субъектами смежных прав есть:
   а) исполнители произведений, их наследники и лица, которым на законных основаниях передано смежное имущественное право относительно выполнений;
   б) производители фонограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях передано смежное имущественное право относительно фонограмм;
   в) производители видеограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях передано смежное имущественное право относительно видеограмм;
   г) организации вещания и их правопреемники.

   2. Исполнители осуществляют своего права при условии соблюдения ими прав авторов выполняемых произведений и других субъектов авторского права. Производители фонограмм, производители видеограмм должны придерживаться прав субъектов авторского права и исполнителей. Организации вещания должны придерживаться прав субъектов авторского права, исполнителей, производителей фонограмм (видеограмм).

   Статья 37. Возникновение и осуществление смежных прав

   1. Первичными субъектами смежных прав является исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеограммы, организация речи.

   2. Смежное право возникает вследствие факта исполнения произведения, производства фонограммы, производства видеограммы, оповещения передачи организации вещания.

   3. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется исполнение любых формальностей.
   Исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеограммы для извещения о своих смежных правах на фонограммах, видеограммах и всех их экземплярах, которые распространяются среди публики на законных основаниях, или их упаковках могут использовать знак охраны смежных прав. Этот знак состоит из таких элементов:
   латинская буква «R», обведенная кругом, — (изображение знака не приводится);
   имена (названия) лиц, которые имеют относительно этих фонограмм (видеограмм) смежные права;
   год первой публикации фонограммы (видеограммы).
   Из-за отсутствия доказательств иного, исполнителем, производителем фонограммы или видеограммы считаются лица, имена (названия) которых указанные на фонограмме, видеограмме и их экземплярах или на их упаковке.

   Статья 38. Личные неимущественные права исполнителей и правая на имя (название) производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания 1.

   Исполнителю произведения принадлежат такие личные неимущественные права:
   а) требовать признания того, что он является исполнителем произведения;
   б) требовать, чтобы его имя или псевдоним отмечались или сообщались в связи с каждым его выступлением, записью или исполнением (в случае, если это возможно);
   в) требовать обеспечения надлежащего качества записи его исполнения и противодействовать любому извращению, искажению или другому существенному изменению, которое может нанести ущерб его чести и репутаци.

   2. Производитель фонограммы, производитель видеограммы имеет право отмечать свое имя (название) на любом носители записи или его упаковке рядом с указанием авторов, исполнителей и названий произведений, требовать его вспоминания в процессе использования фонограммы (видеограммы).

   3. Организация речи имеет право требовать упоминания своего названия в связи с записью, воспроизведением, распространением своей передачи и публичным повторным трансляциюм его другой организацией вещания.

   Статья 39. Имущественные права исполнителей

   1. Имущественным правом исполнителей является их исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
   а) публичную трансляцию своих незафиксированных исполнений (прямой эфир);
   б) фиксацию в фонограммах или видеограммах своих прежде незафиксированных исполнений;
   в) воспроизведение (прямое и (или) опосредствованное) своих выполнений, зафиксированных без их согласия в фонограмме или видеограмме, или по их согласию, но если воспроизведение осуществляется с другой целью, чем та, на которую они дали свое согласие;
   г) распространение своих выполнений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме, путем первой продажи или другой передачи права собственности в случае, если они при первой фиксации выполнения не дали разрешения производителю фонограммы (производителю видеограммы) на ее дальнейшее воспроизведение;
   д) коммерческий прокат, имущественный найм своих исполнений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме, если при фиксации не было их согласия на коммерческий прокат и имущественный найм, даже после распространения исполнений, осуществленноых производителем фонограммы (видеограммы) или по его разрешению;
   е) распространение своих выполнений, зафиксированных в фонограммах или видеограммах, через любые средства связи таким образом, что любое лицо может получить к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору, если при первой фиксации выполнения не было их согласия на такой вид распространения.

   3. В случае, если исполнение используется в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, которое осуществляет производство аудиовизуального произведения, или продюсеру аудиовизуального произведения все имущественные права на исполнение, если другое не предусмотрено договором.

   4. В случае, если исполнитель во время первой фиксации выполнения непосредственно разрешит производителю фонограммы или производителю видеограммы ее дальнейшее воспроизведение, считается, что исполнитель передал производителю фонограммы или производителю видеограммы исключительное право на распространение фонограмм, видеограмм и их экземпляров способом первой продажи или другой передачи в собственность или владение, а также способом сдачи в имущественный найм, коммерческий прокат и другой передачи. При этом исполнитель сохраняет право на получение справедливого вознаграждения за указанные виды использования своего выполнения через организации коллективного управления или другим способом.

   Статья 40. Имущественные права производителей фонограмм и производителей видеограмм

   1. К имущественным правам производителей фонограмм и производителей видеограмм относится их исключительное право на использование своих фонограмм, видеограмм и исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
   а) воспроизведение (прямое и (или) опосредствованное) своих фонограмм и видеограмм в любой форме и любым способом;
   б) распространение среди публики фонограмм, видеограмм и их экземпляров путем первой продажи или другой передачи права собственности;
   в) коммерческий прокат фонограмм, видеограмм и их экземпляров, даже после их распространения, осуществленного производителем фонограммы или видеограммы или за их разрешением;
   г) публичное трансляцию фонограмм, видеограмм и их экземпляров через любые средства связи таким образом, что любое лицо может получить к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору;
   д) любое видоизменение своих фонограмм, видеограмм;
   е) ввоз на таможенную территорию Украины фонограмм, видеограмм и их экземпляров с целью их распространения среди публики.

   3. Если фонограммы, видеограммы или их экземпляры введены производителем фонограммы (видеограммы) или по его согласию в гражданский оборот путем их первой продажи в Украине, то допускается их последующее распространение путем продажи, дарения и т.п. без согласия производителя фонограммы (видеограммы) или его правопреемника и без выплаты ему вознаграждения. Тем не менее и в этом случае право сдачи таких экземпляров фонограмм (видеограмм) в имущественный найм или коммерческий прокат остается исключительно правом производителя фонограммы (видеограммы).

   Статья 42. Ограничение имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций речи

   1. Допускаются использование исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания, их фиксация, воспроизведение и доведение до общего сведения без согласия исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организации вещания в случаях, предусмотренных статьями 21-25 этого Закона относительно ограничения имущественных прав авторов литературных, художественных и научных произведений, если удовлетворяются такие условия:
   а) воспроизведение указанных объектов осуществляется исключительно с целью обучения или научных исследований;
   б) право на воспроизведение, предусмотренное в пункте «а» этой части, не распространяется на экспорт воспроизведенных экземпляров фонограмм, видеограмм, программ вещания за границы таможенной территории Украины;
   в) за субъектами смежных прав сохраняется право на справедливое вознаграждение с учетом количества воспроизведенных экземпляров.

   2. Допускается воспроизведение в домашних условиях и исключительно в личных целях произведений и исполнений, зафиксированных в фонограммах, видеограммах и их экземплярах, без согласия автора (авторов), исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), но с выплатой им вознаграждения способом, определенным частью четвертой этой статьи.

   3. Предусмотренное частями первой и второй этой статьи использование объектов смежных прав без согласия субъектов смежных прав не должно наносить ущерб нормальной эксплуатации исполнений, фонограмм, видеограмм и программ вещания и нарушать законные интересы исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и программ вещания или других субъектов авторского права и (или) смежных прав.

   Статья 43. Использование фонограмм и видеограмм, опубликованных с коммерческой целью

   1. Допускается без согласия производителей фонограмм (видеограмм), фонограммы (видеограммы) которых опубликованные для использования с коммерческой целью, и исполнителей, исполнение которых зафиксированные в этих фонограммах (видеограммах), но с выплатой вознаграждения, такое прямое или опосредствованное коммерческое использования фонограмм и видеограмм и их экземпляров:
   а) публичное исполнение фонограммы или ее экземпляра или публичную демонстрацию видеограммы или ее экземпляра;
   б) публичное трансляцию исполнения, зафиксированного в фонограмме или видеограмме и их экземплярах, в эфир;
   в) публичное трансляцию исполнения, зафиксированного в фонограмме или видеограмме и их экземплярах, по проводам (через кабель).

   Статья 47. Обеспечение коллективного управления имущественными правами

   1. Субъекты авторского права и (или) смежных прав могут поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления.

   2. Организации коллективного управления создаются субъектами авторского права и (или) смежных прав и имеют статус юридического лица согласно закону.

   3. Допускается образование отдельных организаций, которые управляют определенными категориями имущественных прав определенных категорий субъектов авторского права и (или) смежных прав, или организаций, которые управляют разными имущественными правами в интересах разных категорий субъектов авторского права и (или) смежных прав.

   4. Лица, которые используют произведения, исполнения, программы вещания, экземпляры фонограмм (видеограмм), обязаны предоставлять организациям коллективного управления точный перечень использованных произведений, исполнений, экземпляров фонограмм (видеограмм), программ вещания вместе с документально подтвержденными данными о полученных прибылях от их использования и должны выплачивать организациям коллективного управления вознаграждение в предусмотренный срок и в обусловленном размере.

   5. Субъекты авторского права и (или) смежных прав могут также поручать управление своими имущественными правами на коллективной основе соответствующим государственным организациям, учредительные документы которых предусматривают осуществление таких функций.

   Раздел V ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

   Статья 50. Нарушение авторского права и смежных прав

   Нарушением авторского права и (или) смежных прав, которое дает основания к судебной защите, есть:
   а) совершение любым лицом действий, которые нарушают личные неимущественные права субъектов авторского права и (или) смежных прав, определенные статьями 14 и 38 этого Закона, и их имущественного права, определенные статьями 15, 39, 40 и 41 этого Закона, с учетом предусмотренных статьями 21-25, 42 и 43 этого Закона ограничений имущественных прав;
   б) пиратство в сфере авторского права и (или) смежных прав — опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз с таможенной территории Украины и распространения контрафактных экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, видеограмм и программ организаций вещания;
   в) плагиат — оповещение (опубликование), полностью или частично, чужого произведения под именем лица, которое не является автором этого произведения;
   д) совершение действий, которые создают угрозу нарушения авторского права и (или) смежных прав;
   е) любые действия для сознательного обхода технических средств защиты авторского права и (или) смежных прав, в частности изготовление, распространение, ввоз с целью распространения и применение средств для такого обхода;
   ее) подделка, изменение или изъятие информации, в частности в электронной форме, об управлении правами без разрешения субъектов авторского права и (или) смежных прав или лица, которое осуществляет такое управление;

   Статья 51. Порядок защиты авторского права и смежных прав

   Защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского права и (или) смежных прав осуществляется в порядке, установленному административным, гражданским и криминальным законодательством.

E-mail Сергея Орлова: orlov.sv@my.com
Веб-сайт: http://orlov.kharkov.ua
Тел.: +38 093 0555550