Как оценивать физическую форму спортсменов в бодибилдинге
Оценка обязательных поз у мужчин
1. «Двойной бицепс спереди»
Стоя лицом к судьям, и ставя ноги на небольшом расстоянии друг от друга, участник должен поднять обе руки до уровня плеч и согнуть их в локтях. Кисти рук должны быть сжаты в кулаки и повернуты вниз. Это заставит напрячься мышцы бицепса и предплечий, являющихся основными мышечными группами, оцениваемыми в этой позе. Кроме того, участник должен стремиться напрячь как можно больше мышц, поскольку судьи оценивают все тело.
Оценивая телосложение участника, судья должен следовать процедуре, которая дает возможность всесторонней оценки телосложения. В обязательных позах судья должен, в первую очередь, смотреть на основные демонстрируемые мышечные группы. Судья должен осмотреть все тело, обращая внимание на каждую группу мышц в нисходящей последовательности, оценивая общее впечатление, мышечный объем, сбалансированность развития, мышечную плотность и рельеф. Нисходящая последовательность должна включать: шею, грудь, мышцы рук, переход груди в дельту, пресс, талию, бедра, ноги, икры.
Та же процедура для поз сзади должна включать оценки верха и низа «трапеций», мышц «терес», разгибателей спины, ягодичных мышц, мышц задней поверхности бедер, икр. Детальная оценка отдельных частей мышечных групп может быть сделана во время сравнения, когда это помогает судье оценивать форму мышц, плотность и рельеф, одновременно напоминая об оценке общей сбалансированности телосложения.
2. «Широчайшие мышцы спины спереди»
Стоя лицом к судьям, и ставя ноги на небольшом расстоянии друг от друга, участник должен положить кисти рук, предпочтительнее сжатых в кулаки, на нижнюю часть талии и «расправить» широчайшие мышцы спины.
Участник должен постараться напрячь мышцы груди, рук, пресса. Судья в первую очередь должен оценивать смог ли участник показать «размах» широчайших мышц, создавая торс в форме латинской буквы «V». Затем судья должен оценить всю позу с головы до ног, как в позе 1, отмечая поначалу общие аспекты, а затем концентрируясь на более детальном рассмотрении различных мышечных групп.
3. «Бицепс сбоку»
Для того, чтобы продемонстрировать свой лучший бицепс, участник должен повернуться левым или правым боком к судьям, согнуть ближайшую к судьям руку под прямым углом (со сжатым кулаком), а другой взяться за запястье согнутой руки. Нога, ближайшая к судьям, сгибается в колене и стоит на носке. Участник напрягает грудь и бицепс, а также напрягает мышцы бедра, в частности группу бицепса (сгибателя) бедра и, осуществляя давление ногой вниз на носок ноги, демонстрирует напряжение мышц икры. При этом судья должен оценить всю позу «с головы до ног».
4. «Двойной бицепс сзади»
Участник должен повернуться спиной к судьям, согнуть руки и, как в позе «двойной бицепс спереди», отставить ногу назад, опираясь на носок, и затем напрячь мышцы рук, а также плеч, спины, бедер и икр.
Судья должен в первую очередь обратить внимание на мышцы рук, а затем оценить всю позу «с головы до ног». При этом оценивается гораздо большее количество мышечных групп, чем во всех других позах, включая мышцы шеи, дельты, бицепс, трицепс, предплечья, трапецию, разгибатели спины, наружные косые, широчайшие, ягодичные, бицепс бедра и икры. Эта поза, вероятно, более, чем другие поможет определить качество плотности мышц участника, рельеф и общий баланс телосложения.
5. «Широчайшие мышцы спины сзади»
Участник должен, стоя спиной к судьям, положить руки на талию, держа локти широко. При этом одна нога отставлена назад и упирается на носок. Затем он напрягает и «раздвигает» широчайшие мышцы спины, как можно шире и показывает напряжение этих мышц, а также бедер и икры за счет давления вниз на носок ноги, отставленной назад.
Судья должен оценить не только «размах» широчайших мышц спины, но также и хорошую поперечную плотность и затем оценить всю позу «с головы до ног».
6. «Трицепс сбоку»
Участник может выбрать любую сторону для этой позы так, чтобы показать судьям трицепс лучшей руки. Он должен повернуться левым или правым боком к судьям и завести обе руки за спину. Он может или сцепить пальцы, или взяться «задней» рукой за запястье «передней» руки. «Передняя» нога, ближайшая к судьям, должна быть согнута в колене и опираться на носок. При этом участник заставляет напрячься мышцы трицепса. Он также «поднимает» грудь и напрягает мышцы пресса, также как и мышцы бедра и икры. Судья должен сначала обратить внимание на трицепс и затем оценить всю позу «с головы до ног». В этой позе и в позе «бицепс сбоку» судья должен рассмотреть мышцы бедра и икры в профиль, что поможет ему оценить развитие этих мышц более точно.
7. «Пресс-бедро»
Стоя лицом к судьям, участник должен завести обе руки за голову и выставить ногу вперед. Затем он должен напрячь мышцы пресса, одновременно напрягая мышцы бедер. Судья должен оценить мышцы пресса и бедра, а также всю позу «с головы до ног».
ОЦЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПОЗ В СРАВНЕНИЯХ
Нельзя не сказать еще раз о важности сравнении между участниками. Сравнения помогают судье решить, какой участник имеет наилучшее телосложение с точки зрения мышечного объема, сбалансированности развития, мышечной плотности и рельефа.
При этом важна общая «форма» и форма различных мышечных групп.
Судья должен отдавать предпочтение участникам с гармоничным телосложением. Он должен оценить также хорошую осанку и атлетическую походку, правильную анатомическую структуру (широкие плечи, высокая грудь, правильно прогнутая спина, хорошие пропорции между туловищем и конечностями, прямые ноги), а также хорошую кожу с отсутствием пятен и прыщей. Имея трудности в распределении мест среди 2-х и 3-х участников, кажущихся на одном уровне, судья должен учесть все недостатки по перечисленным выше пунктам, которые помогут ему дифференцировать участников при окончательной оценке. Судья для окончательной оценки должен сопоставить все аспекты сравнений в обязательных позах и 60-секундную обязательную программу позирования.
ОЦЕНКА 60-СЕКУНДНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОЗИРОВАНИЯ
Судья должен оценить демонстрацию мускулистого тела в артистической и хорошо продуманной программе. Позирование не должно быть просто серией движений. Участник должен продемонстрировать не только все стороны своего тела спереди, сзади и с боков, но и все главные мышечные группы.
Судья может уменьшить оценку за плохое позирование и плохо развитые группы мышц.
СУДЕЙСТВО ЖЕНСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ
Процедура судейства должна быть той же самой, что и для мужчин, включая взвешивание.
Главный судья имеет право на взвешивании перед соревнованиями и во время соревнований осматривать костюм любой участницы, чтобы убедиться, что костюм соответствует правилам IFBB: плавки в бикини должны закрывать 1/2 ягодиц, использование блестящей, парчовой или набивной ткани в костюме строго запрещено.
1. Оценка обязательных поз у женщин:
- «Двойной бицепс спереди»
- «Бицепс сбоку»
- «Двойной бицепс сзади»
- «Трицепс сбоку»
- «Пресс-бедро»
2. Оценка сложения женщин:
Все 5 обязательных поз у женщин выполняются и оцениваются точно так же, как и у мужчин, однако, в первую очередь, судья должен помнить, что он судит соревнование женщин-культуристок и выбирает идеальную женскую фигуру. Следовательно, наиболее важный аспект мускулистая женская форма. Другие аспекты сходны с аспектами, записанными для оценки мужчин, но что касается мышечного развития, то оно не должно быть чрезмерным, похожим на массивную мускулистость мужчин. Рельеф мышц женщины нельзя смешивать с истощением, являющимся результатом излишней потери веса. При оценке судьи должны учитывать и другие недостатки такие как: порывы кожи, целлюлит. Судьи должны также оценить грациозность походки и позирования женщины, которое, в отличии от мужского, длится 90 секунд, таблицы отметок судей, статистические листы лиц ведущих подсчеты, и остальные документы те же самые, что и в соревнованиях мужчин. Церемония награждения для женщин должна быть такой же самой, что и у мужчин.
3. Смешанные пары
3.1. Костюмы. Костюм мужчин (плавки) и женщин (бикини), выступающих в соревнованиях смешанных пар, идентичны костюмам в индивидуальных соревнованиях мужчин и женщин, однако, приветствуются костюмы одинаковые по цвету, которые подчеркивают телосложение участников и их внешность как единое целое.
3.2. Оценка телосложения. Судья должен оценить телосложение женщины и мужчины, составляющих пару, так же, как и в их индивидуальных соревнованиях, делая пометки в своем личном черновике в разделах «женщина» и «мужчина». Затем судья должен оценивать каждую пару как единое целое. При этом более высокие места должны получить те пары, в которых телосложение женщины и мужчины гармонирует и дополняет друг друга. В то же время, те пары, чье телосложение явно несбалансированно (например, у высокого мужчины эктоморфа с невысокой женщиной мезоформом), должны получить более низкие места.
Во время выполнения парой обязательных поз, судья должен оценивать синхронность движений женщины и мужчины, а при выполнении произвольной программы гармоничность поз и движений, соответствие их музыке, а также артистичность и хореографию.
E-mail Сергея Орлова: orlov.sv@my.com
Веб-сайт: http://orlov.kharkov.ua Тел.: +38 093 0555550
|